Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?

Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?

Для работы в сферах, где здоровье людей напрямую зависит от выполнения профессиональных обязанностей, как, например, общепит, пищевое производство, торговля, детские учреждения и больницы, необходима медицинская книжка. Получение этого документа, а также его продление, требуют значительных затрат времени и денег. Однако законодательство РФ строго регламентирует обязательность наличия медицинской книжки у работника, и её отсутствие влечет за собой ответственность как для работника, так и для его работодателя. Рассмотрим подробнее, каким образом оформляется и продлевается данный документ, так необходимый для отдельных профессиональных сфер деятельности.

Зачем и кому нужна личная медицинская книжка

Если вы работаете в определенной сфере или занимаетесь определенной профессией, вам, возможно, потребуется личная медицинская книжка. Статьи 69, 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации обязывают работодателей организовывать медицинские осмотры работников не только при поступлении на работу, но и периодически в процессе трудовой деятельности. Результаты этих осмотров заносятся в личную медицинскую книжку (ЛМК).

Кто нуждается в ЛМК?

Работники, занятые на тяжелых или опасных работах, а также ребята до 18 лет обязаны иметь ЛМК. Это также распространяется на работников организаций, связанных с пищевой промышленностью, торговлей и общественным питанием, лечебно-профилактических и детских учреждениях. Некоторые предприятия, выпускающие определенные товары, такие как парфюмерные изделия, косметику, бумагу для гигиены полости рта и табачные изделия, также необходимо оформлять медицинскую книжку сотрудников согласно статье 23 Федерального закона № 29 от 2 января 2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

На этом список профессий, где нужна ЛМК, не заканчивается. Письмо Минздрава РФ от 7 августа 2000 года №1100/2196-0-117 содержит перечень профессий и должностей сотрудников, которые обязаны оформлять медицинские книжки для работы в организациях, занимающихся следующими видами деятельности:

  • Транспортировка, переработка, хранение и реализация продуктов питания и питьевой воды;
  • Обучение детей в образовательных и оздоровительных учреждениях;
  • Коммунальное и бытовое обслуживание населения, включая санитарно-гигиенические услуги, сферу туризма, гостеприимства и досуга, транспортные и спортивно-оздоровительные услуги, торговлю комиссионными, промышленными и парфюмерно-косметическими товарами, ассенизаторские услуги и обслуживание канализационных сетей;
  • Обслуживание населения в учреждениях здравоохранения;
  • Строительство и ремонт с использованием иностранной рабочей силы в организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
  • Государственная служба и работа в бюджетных организациях системы здравоохранения, социальной защиты, народного образования, включая центры дезинфекции и их подразделения.

Поскольку в законодательстве РФ содержится не менее 25 законов и кодексов, где обязательно указывается прохождение медицинского осмотра и получение ЛМК для представителей разных профессий и должностей, личная медицинская книжка может быть необходимой в различных работах и сферах.

Ответственность за отсутствие медкнижки

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», если руководство организации нарушает требования санитарного законодательства об обязательном медицинском освидетельствовании работников и отсутствии личной медкнижки у работников, то предусмотрена три вида ответственности: дисциплинарная, административная или уголовная.

При проверке Роспотребнадзором отсутствие медкнижек или подделка данных влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ. Гражданам грозит предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей, должностным лицам – штраф от 500 до 1000 рублей, индивидуальным предпринимателям – штраф от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток, а юридическим лицам – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Согласно статье 236 УК РФ, если в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил при отсутствии у виновного личной медицинской книжки произошло массовое заболевание или отравление людей, то уголовная ответственность может быть следующей: штраф до 80 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6-ти месяцев, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года, лишение свободы на срок до 1 года.

Статья 327 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за подделку бланков медицинских книжек, а также штампов и печатей о прохождении медосмотра.

Работодатель несет административную ответственность за уклонение от организации предварительных или периодических медосмотров и выдачу медицинских книжек. По статье 5.27 КоАП РФ при выявлении такого нарушения он может быть облагаем штрафом в размере до 50 000 рублей, а при повторном нарушении – до 170 000 рублей.

Желательно иметь в наличии чистую медицинскую книжку, но как она выглядит, сколько стоит и где ее купить - вопросы, на которые нужно знать ответы.

Нормативное регулирование формы медицинской книжки осуществляется приказом Роспотребнадзора № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», датированным 20 мая 2005 года.

Медицинская книжка представляет собой многостраничный документ. На второй странице находится голограмма с фотографией владельца, его подписью и печатью организации, выдавшей документ. На третьей странице указаны сведения о владельце книжки, в том числе его фамилия, имя, отчество, год рождения, домашний адрес и должность. Следующие страницы содержат информацию о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, результатам обследований, а также о предупреждениях при нарушении санитарных норм. Здесь также указывается заключение врача о пригодности к работе, вынесенное на основе медицинского осмотра. На последней странице размещается правовая информация для владельца книжки.

Но перед тем, как оформлять медицинскую книжку, встает вопрос: где купить чистый бланк? Книжка является документом строгой отчетности и не продается свободно. Для ее приобретения необходимо обратиться в специализированные медицинские центры или в организации, уполномоченные Роспотребнадзором, такие как СЭС. В разных городах стоимость чистой медицинской книжки может варьироваться от 150 до 300 рублей.

Стадии оформления личной медицинской книжки

Процедура оформления медицинской книжки включает в себя ряд этапов, которые определены в соответствии с российским законодательством, но прежде всего необходимо обратиться в медицинское учреждение, имеющее разрешение (лицензию) Роспотребнадзора на выдачу подобных документов. В этой связи, стоит рассмотреть порядок этапов оформления и прохождения медицинских осмотров по законодательным документам.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте", приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 года № 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций" и приказ ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" от 27 апреля 2005 года № 20 "О взаимодействии с организациями, осуществляющими профилактические медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку".

Следуя законодательству, необходимо выполнить следующие этапы оформления медицинской книжки:

  1. Представление заявления в Федеральный центр гигиены и эпидемиологии.
  2. Заключение договора с физическим или юридическим лицом на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
  3. Регистрация и выдача ЛМК.
  4. Проведение медицинского обследования.
  5. Получение заключения о допуске к работе (для должностей с вредными условиями).
  6. Прохождение гигиенического обучения.
  7. Прохождение гигиенической аттестации.
  8. Внесение результатов аттестации в личную медицинскую книжку и голографирование.
  9. Выдача личной медицинской книжки.

Если работник направлен работодателем, то этапы начинаются с пункта четыре. Для того, чтобы пройти медицинский осмотр и получить медицинскую книжку, необходимо иметь при себе заявление, паспорт, одну фотографию размером 3х4, заявление от работодателя на прохождение гигиенического обучения и квитанцию об оплате.

Стоимость гигиенического обучения включает в себя не только процедуру подготовки, но и бланк чистой медицинской книжки, что составляет от 700 до 1500 рублей. Проверку подлинности медицинской книжки, выданной в Москве, можно произвести в Реестре г. Москвы в Интернете по адресу: mossanexpert.ru/service/proverka-medknizhki/.

Перечень обследований для медкнижки: что нужно пройти

Перед получением медицинской книжки работник должен пройти обязательные обследования у специалистов-врачей. Однако список необходимых обследований может немного отличаться в зависимости от сферы деятельности.

Так, для всех работников следует посетить:

  • терапевта
  • отоларинголога
  • дерматовенеролога
  • стоматолога
  • гинеколога (для женщин)

При необходимости врач может назначить консультацию инфекциониста.

Кроме осмотров у специалистов, также необходимо пройти ряд инструментальных и лабораторных исследований, включая:

  • флюорография
  • клинический анализ крови
  • анализы на RW, трихомониаз и гонорею
  • анализы на энтеробиоз и яйца глистов
  • анализы на брюшной тиф и стафилококк

Не забудьте, что результаты анализов действительны только 2 недели, поэтому прохождение медосмотра не стоит затягивать.

Женщины после 40 лет также должны обязательно пройти маммографию.

Строгое соблюдение этого списка необходимо для всех работников, однако для медицинских работников и работников пищевой промышленности может потребоваться расширенный список обследований.

Сроки оформления медицинской книжки могут сильно отличаться в зависимости от выбранного пути. Если вы решили получить книжку в районной поликлинике, то сначала вам нужно будет пройти к терапевту, получить направления на прохождение анализов и записаться на прием к другим специалистам. После этого вам снова нужно будет посетить терапевта и предоставить ему все результаты для заполнения медицинской книжки. Все это может занять от одной до нескольких недель. Если же вы еще и решили пройти гигиеническое обучение и аттестацию, то процедура оформления санитарной книжки может затянуться до трех-четырех недель.

Однако, есть специализированные аккредитованные медицинские центры, где вы можете оформить медкнижку за 3-5 дней, пройдя полный медосмотр и гигиеническую аттестацию. Такой способ оформления книжки гораздо быстрее, чем в районной поликлинике.

Продление медицинской книжки: нюансы и продолжительность действия

Срок действия медицинской книжки, в отличие от трудовой книжки, не ограничен. Однако, для поддержания ее актуальности, необходимо систематически проходить периодические медицинские осмотры. Закон № 52-ФЗ, статьи 11 и 34, обязывает работодателей предоставлять условия и оплатить необходимые услуги для своевременного прохождения медицинских осмотров и гигиенического обучения работников, а также обеспечивать соблюдение санитарных правил в организации.

Медицинская книжка (ЛМК), как и трудовая книжка, хранится в отделе кадров компании и выдается на руки работнику под расписку для прохождения медицинских осмотров и гигиенической подготовки. Однако, для работников торговли с выездной деятельностью, медицинская книжка должна находиться у работника на протяжении рабочего дня.

При изменении места работы и / или вида деятельности, работник отдела кадров должен внести соответствующие изменения в раздел II медицинской книжки и заверить их печатью компании.

Процедура продления медицинской книжки более проста, чем ее получение. В отличие от приобретения новой, необходимости в поисках чистой медицинской книжки не возникает.

Для продления медицинской книжки следует повторно пройти медицинские осмотры и консультации тех специалистов и те исследования, результаты которых устарели в соответствии с нормативными документами. Для большинства категорий работников, продление книжки осуществляется ежегодно. Аттестация и гигиеническое обучение проводятся в соответствии с установленной периодичностью для каждой профессии.

Стоимость прохождения медосмотра отличается в зависимости от того, где вы получаете услугу. Например, в районной поликлинике многие врачи принимают пациентов бесплатно. Однако, если вам нужно пройти обследование у всех специалистов и сдать анализы, то процесс может занять несколько недель. Кроме того, необходимо заплатить около 1000 рублей за бланк медицинской книжки и гигиеническое обучение.

Частные медицинские центры и клиники, которые имеют право проводить медосмотры для получения личной медицинской книжки, стараются сократить время оформления. Они организуют прием врачей таким образом, чтобы клиенты тратили не более 5 дней на весь процесс. Стоимость услуги может находиться в пределах 1700-5000 рублей и зависит от категории работников.

Однако, не стоит покупать готовые медицинские книжки без прохождения медосмотра через Интернет. Подобная покупка может привести к уголовной ответственности продавцов и покупателей за подделку документов. При устройстве на работу все затраты на оформление медицинской книжки обязан нести работодатель. Некоторые организации предлагают своим сотрудникам оформить медкнижку за свой счет с условием возмещения затрат в процессе работы. Другие компании заключают договоры с медицинскими центрами, направляя своих сотрудников на бесплатные ежегодные медосмотры и диспансеризацию.

Напоминаем, что к получению медицинской книжки необходимо подходить ответственно, поскольку ее отсутствие может привести к отказу в приеме на работу и наложению денежных штрафов. При этом оформление медкнижки не займет много времени, так как услуги предоставляются как государственными поликлиниками, так и частными медицинскими центрами.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *