Hi-Res Audio: новый формат и новое качество музыки

Hi-Res Audio: новый формат и новое качество музыки

High-resolution audio (HRA) это совокупность технических рекомендаций по качеству цифрового звука, которые находят своё отражение в стандарте Master Quality Recording. Они объединяют в себе различные коммерческие и свободно распространяемые форматы звукозаписи, такие, как программные аудиокодеки. Название форматов Hi-Res уже говорит само за себя: это высококачественный звук, записанный в аудиофайлах, которые воспроизводят аудио треки наиболее точно, оставляя яркие и незабываемые впечатления от прослушивания музыки.

Зачем нужен Hi-Res и что это такое?

Hi-Res - это высококачественный формат звука, который сохраняет и передает максимально полное звучание оригинальной аудиоинформации. В отличие от стандартного звука, высококачественное аудио имеет высокий частотный и динамический диапазон, позволяющий передать более точную и качественную звуковую картину.

Частота дискретизации зависит от точности передачи сигнала в процессе его превращения из аналогового в цифровой формат. Чем выше этот показатель, тем точнее звучание будет соответствовать оригинальной мастер-записи. Частота дискретизации измеряется в килогерцах и показывает, сколько раз в секунду обрабатывается каждый бит аудиоинформации в файле.

Разрядность, или "битность", позволяет описать звук более подробно и точно. Чем выше разрядность, тем больше глубина звучания и выше качество звука. Однако высокая "битность" может привести к существенному увеличению размера файла.

Частота дискретизации и разрядность взаимно дополняют друг друга. При высоких значениях этих параметров звуковые волны выглядят более плавными и четкими, как на аналоговых звуковых волнах.

Аудиофайлы имеют различный формат и сжимаются с целью уменьшения объема файла. Однако это сокращение может влиять на качество звука. Высококачественное аудио восстанавливает исходную полноту звучания математическими алгоритмами.

Hi-Res Audio - это любая цифровая студийная запись с более высокой частотой дискретизации и/или разрядностью, чем стандартный CD-носитель. Чтобы обеспечить точное представление об источнике мастер-записи и, соответственно, об качестве аудио-треков, был утвержден стандарт Master Quality Recording. Он включает в себя 4 типа маркировки MQA, MQC, MQD и MQP. Минимальное требование к Hi-Res-устройствам и аудио-трекам - возможность воспроизведения контента с параметрами 96 кГц/24 бит или выше.

Заметка о Hi-Res Audio и High Definition Audio: форматы и способы их применения

Hi-Res Audio (HRA) и High Definition Audio (HDA) – два разных вида звуковых форматов, видимых из программного и аппаратного уровней соответственно. Если HRA относится к различным аудиокодекам, реализованным на программном уровне, то HDA — это набор микросхем или микросхем для ПК, кодирующих или декодирующих звук.

Наиболее важным требованием для аппаратных устройств HDA является 32-битный звук при частоте дискретизации 192 кГц для двух и 96 кГц для восьми каналов (7,1): это гораздо более жесткое требование, чем для HRA.

Существует множество форматов записи HRA с различными целями и применениями. Они разделяются на три группы: профессиональную, полупрофессиональную и бытовую.

В профессиональной сфере HRA используется для сохранения максимально большого количества аудиоданных на физических носителях. В этой цели используются эталонные файловые форматы без схем компрессии (no compression), созданные для создания и обработки цифровых мастер-данных, включая запись и контроль в звукозаписи и киноиндустрии.

Полупрофессиональная и бытовая сферы HRA используются для распространения музыки высокого качества на физических носителях или через интернет. В этом случае используются популярные форматы с той или иной степенью сжатия данных (lossless data compression), которые позволяют многократно уменьшить размеры файлов, подходящие для копирования и того, чтобы их можно было приобрести для скачивания в онлайн-магазинах.

В конечном итоге, HRA и его форматы можно использовать для достижения мгновенного доступа к мировой фонотеке в любой точке мира посредством интернет-ресурсов, это осуществляется с помощью сервисов потокового воспроизведения музыки (стриминга). Технологии «упаковки» файлов, такие как MQA, используемые здесь, снижают требования пропускной способности мобильного интернета и позволяют прослушивать музыку в качестве Hi-Res «на лету». Такой способ оказывается удобным для слушателя и экономически возможным, что расширяет музыкальные возможности до бесконечных пределов.

Сравнительный обзор Hi-Res аудиокодеков: какой формат подойдет лучше всего?

Среди аудиофилов довольно распространено мнение о том, что наилучшее качество звука обеспечивают форматы, не использующие сжатие, такие как DSD или WAVE. При этом, необходимо иметь высококачественную аппаратуру для воспроизведения данных форматов. Для других меломанов же, для которых важна степень сжатия без потери качества, ведь это позволяет экономить терабайты памяти, может быть интересен другой тип форматов. А для третьих пользователей, которые ищут музыку в Hi-Res, возможность быстрого поиска и воспроизведения музыки из любого источника имеет важное значение. Особенную ценность для них представляют форматы, подходящие для потокового аудио.

Давайте рассмотрим некоторые Hi-Res форматы более подробно, обсудим их преимущества и недостатки, а также определим, какой кодек лучше всего подойдет для слушателя.

Существуют два известных цифровых аудиокодека – WAVE (Microsoft & IBM) и AIFF (Apple). Несмотря на давнюю историю этих форматов, они до сих пор используются в создании аудиоархивов и файлов для прослушивания музыки в домашних условиях. WAVE и AIFF являются потомками формата IFF (Interchange File Format) и являются основой для еще порядка 30 форматов аудиокодеков.

WAVE – это специализированный подтип формата RIFF, который предназначен для содержания звуковой информации. AIFF был создан напрямую от IFF. Оба формата используют метод кодирования звука без потерь – несжатой линейной импульсно-кодовой модуляции Linear PCM, (или LPCM), который сохраняет все нюансы звучания. Благодаря этому меломаны и аудио-эксперты до сих пор продолжают использовать несжатый LPCM для получения звука максимального качества.

Файлы-контейнеры WAVE и AIFF позволяют закодировать звук с 32-битной глубиной, а максимально допустимое число каналов равняется шести. Частота дискретизации ограничена 192 кГц только в AIFF, в WAVE же ограничена 96 кГц. Это позволяет использовать данные форматы для создания мастер-записей Hi-Res-качества.

Одним из главных преимуществ WAVE и AIFF является простая структура этих кодеков. Это позволяет обработать и отредактировать аудиофайлы практически в любом звуковом редакторе. Благодаря широкой популярности этих форматов, аудиофайлы могут воспроизводиться на любом доступном медиаплеере, стереосистеме или другом аппаратном средстве.

Несмотря на все преимущества WAVE и AIFF, у них есть недостатки. Файлы, созданные в форматах PCM, имеют неизменно большой размер, что делает их сложными для передачи в сети и прослушивания на портативных устройствах. Даже минута двухканального стереозвука 44,1 кГц / 16 бит может занимать порядка 10 мегабайт.

Идеальный DSD и профессиональный DXD - форматы, предназначенные для хранения архивных записей и редактирования звука соответственно, были созданы на рубеже XX и XXI века. Исключительно супервысокая частота дискретизации 2 822,4 кГц или 5 644,8 кГц используется для перевода аналогового аудиопотока в одноразрядный вид (1 бит) в обоих форматах.

В формате DSD создаются неперезаписываемые SACD с многоканальным звуком (до шести каналов), как преимущество этого формата является его уникальная частота дискретизации, которая улавливает малейшие модуляции аудиосигнала и позволяет достичь фантастического качества и естественности звучания. Недостатками этого формата являются ограниченность композиций, представленных в этом качестве, а также ограничения воспроизведения на обычных CD-плеерах. Кроме того, DSD защищен трехступенчатой защитной схемой, делая процесс редактирования и перезаписи проблематичным.

Многие любители музыки тем не менее описывают этот формат как идеальный. Он стал доступен широкой аудитории благодаря различным программам-конвертерам и производителям ПО, которые помогают преобразовать DSD в форматы, которые можно воспроизводить на обычных устройствах.

FLAC и ALAC – два наиболее используемых HRA-кодека, принадлежащих к категории «lossless data compression». Они обеспечивают сжатие аудиоинформации без потерь, сохраняя идентичность оригинала. Можно назвать их «братьями-близнецами», за исключением того, что ALAC имеет «яблочную окраску». Несмотря на это, существуют некоторые технические отличия между ними.

FLAC обеспечивает более высокое время и скорость декодирования, а также предлагает полноценные настройки сжатия, включая медленное/сильное, быстрое/слабое и промежуточные варианты. Тем не менее, если вы пользуетесь продукцией Apple, ALAC предпочтительнее, поскольку iOS, iTunes, AirTunes и QuickTime поддерживают только этот кодек.

Возможности FLAC включают расширенную функцию обработки аудиофайлов, называемую «ReplayGain», которая позволяет определить пиковый уровень записи и равномерно снижать уровень громкости всего трека. Кроме того, FLAC поддерживает максимальную частоту дискретизации 350 кГц, в то время как ALAC — 384 кГц.

Несмотря на все различия, FLAC и ALAC обладают общими чертами, такими как поддержка 8-канального звука, устойчивость к ошибкам записи и возможность поиска внутри содержания файла. Они также не включают в себя средства цифрового управления правами (DRM -защиты от копирования).

Окончательный выбор между этими двумя кодеками зависит от индивидуальных предпочтений, а также от того, кто и как кодировал конкретные аудиотреки. Тем не менее, благодаря своей популярности и широкой поддержке, оба кодека представляют отличный выбор для пользователей, предпочитающих высококачественное звучание без потери качества.

MQA, что означает Master Quality Authenticated, является новым и весьма популярным форматом цифровой музыки, который эффективно поддерживает передачу HRA-файлов потребителям. Он был разработан в 2014 году в британской лаборатории Meridian Audio и представлен общественности через год на выставке CES-2015 в Лас-Вегасе. Сегодня проект поддержки и продвижения аудиокодека выделен в отдельную компанию с одноименным названием.

В мае 2016 года Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) приняла решение, что аудиозаписи, закодированные в MQA, могут иметь свой собственный официальный логотип, который будет дополнять логотип Hi-Res AUDIO, совместно с Национальной академией искусства и науки звукозаписи (NARAS), Американской ассоциацией независимой музыки (A2IM) и Объединением DEG (Digital Entertainment Group).

Разработчики MQA говорят, что это технология, которая захватывает всю магию оригинального студийного выступления. С помощью новаторских научных исследований в психоакустике - в том, как люди слышат и воспринимают звук - MQA обеспечивает мастер-качество в аудиофайле, который достаточно мал и удобен для потоковой передачи или загрузки. Эпоха жертвования качеством во имя комфорта закончилась. MQA предназначен для хранения и потоковой передачи Hi-Res-звука с параметрами 96 кГц/24 бит при значительно меньшем битрейте, очень близком к стандартному CD, а потому не требует широкополосного интернета. Точные данные производитель не озвучивает, но ориентировочно это 700 Кбит/с.

Название кодека Master Quality Authenticated содержит намек на то, что при помощи этой технологии создается цифровой клон исходного закодированного аудиофайла, который не урезается во время сжатия, а определенным образом "складывается как бумажный оригами". Пометка Studio Masters в некоторых из файлов указывает на то, что звучание, которое получает слушатель, идентично студийному. Таким образом, MQA является "подтвержденным студийным качеством", обеспечивающим звук, который не только лучше, чем качество CD, но и превосходит любой сопоставимый HRA-файл на основе традиционной кодировки PCM, которая была стандартом для аудио CD-качества в течение нескольких десятилетий.

Одним из преимуществ MQA является сохранение детализации звука и высоких частот при битрейте, позволяющем хранить на переносных носителях и передавать большие объемы музыки посредством узких каналов связи. Кроме того, MQA совместим с аудио-оборудованием, в котором отсутствует декодер MQA. Есть возможность копировать MQA-файлы, а также упаковывать обработанный с помощью MQA аудиофайл дополнительно с lossless-кодеком (например, FLAC) для еще большей компактности.

Однако многие меломаны недовольны обязательством приобретения специального проигрывателя с лицензионной поддержкой MQA, чтобы получить полностью "распакованный" звук во всей его глубине и красках, а не "усеченную" версию на любом устройстве, не имеющем фирменных декодеров.

Большинство MQA-файлов звучит настолько хорошо, что пользователи, вкушая возможности слушать любимую музыку в таком качестве, не отказываются от этого удовольствия даже в поездках и путешествиях.

High-resolution аудио постепенно выходит из зоны интересов узкого круга меломанов и становится все более доступным. Онлайн-магазины предлагают покупку альбомов в Hi-Res качестве, а также множество смартфонов поддерживают этот формат. Крупнейшие стриминговые сервисы также начали включать в свои каталоги Hi-Res файлы.

Так, Spotify - это определенно сервис, который привлекает многих пользователей своими приятными «мелочами», включая различные битрейты, поддерживаемые на всех ОС. Стоимость подписки зависит от территории, с которой вы заходите на платформу.

Цифровая музыкальная и радиосервисная платформа 7digital, имеет большой выбор музыки в формате FLAC 24 бит и MQA. В свою очередь, Qobuz Sublime+ является одним из мировых лидеров среди сервисов для стриминга Hi-Res audio, годовая подписка на который стоит около 350 евро. Хотя наиболее популярными сервисами для покупки Hi-Res музыки являются HDTracks, NativeDSD, Hi-Res Download, E-onkyo и Tidal.

Если говорить о стриминговых сервисах, интересными вариантами являются Tidal и Qobuz. Однако эти сервисы не работают официально на территории России, поэтому для доступа к ним потребуется установка VPN.

Индустрия High-resolution audio также заставила производителей электронных устройств обратить на себя внимание, и сегодня уже есть специализированные Hi-Res плееры и расширенный выбор смартфонов, совместимых с этим форматом аудио. Также существуют ПК, имеющие специализированные программы (или плагины к проигрывателям) для воспроизведения конкретных форматов.

Звучание устройств, далеких от первозданного качества Hi-Res, также можно значительно улучшить с помощью USB-ЦАП, который преобразует цифровой звук в аналоговый.

В целом, современные форматы High-resolution audio и стриминговые облачные сервисы обеспечивают комфортные условия для получения широкого выбора корректных звуковых записей, на слух которых приятно проводить время.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *