3D-технологии моделирования и визуализации в бизнесе: перспективы применения и актуальные решения
С ростом информации и усложнением технических вопросов, производственные процессы становятся более сложными. Выпуск качественной продукции с наименьшим количеством исправлений на всех этапах жизненного цикла, включая проектирование, становится критически важным. Технологии 3D-моделирования помогают решить эти задачи и обеспечивают высокую точность визуализации уже существующих объектов и окружения, детализацию проектируемых объектов, а также позволяют пользователям полностью погрузиться в заданную атмосферу.
Каким образом, конкретно, 3D-решения могут повысить эффективность бизнеса и производства? Чтобы понять это, давайте совершим небольшую экскурсию в виртуальную реальность.
3D-технологии становятся все более доступными благодаря постоянному совершенствованию компьютерного оборудования и программного обеспечения. Сегодня они широко используются в проектировании вместо обычных макетов для более детальной проработки. Также трехмерную визуализацию можно использовать в маркетинговых мероприятиях, интерактивных тренингах и презентациях.
Чтобы создать трехмерную модель объекта, используют специализированные компьютерные программы. Существует несколько видов 3D-моделирования:
- Создание фотореалистичных изображений, которые можно проецировать на обычный компьютерный монитор или экран. Кроме того, некоторые программы позволяют печатать созданную модель на 3D-принтере.
- Создание стереоизображений для просмотра на обычном компьютерном мониторе (экране) с помощью специальных поляризационных очков или на специализированном 3D-мониторе со стереоскопическим эффектом.
- Создание компьютерных голограмм.
Для достижения максимально реалистичного эффекта трехмерную модель объекта можно текстурировать, анимировать и задавать освещение.
Невиртуальные перспективы трехмерного формата в бизнесе
В настоящее время создание трехмерных изображений – это огромная индустрия, а 3D-технологии широко применяются в различных областях. Среди них: архитектура и дизайн интерьеров, промышленный дизайн, машиностроение, образование, реклама, нефте- и газодобыча, безопасность промышленных объектов, управление воздушным движением, компьютерные игры и симуляторы, медицинская диагностика, научные исследования, киноиндустрия и шоу-бизнес.
На мировом рынке 3D-технологий лидируют компании EON Reality, Autodesk и Mitsubishi Electric Europe B.V. В России этот рынок также активно развивается на протяжении последних 10–15 лет, и только в сегменте 3D-тренажеров и симуляторов уже работают десятки крупных компаний. Лидерами в сфере создания систем виртуальной реальности в России являются компании «3D Лига», VE Group и Nettle. Однако, помимо разработки оборудования и ПО, крайне важным направлением является разработка 3D-контента, и специалистов по этому направлению пока крайне мало.
Цифры и факты говорят о востребованности 3D-технологий в бизнесе. Так, по данным EON Reality, методики интерактивного обучения с помощью 3D-технологий в вузах могут на 80% повысить запоминаемость учебного материала. 3D-симуляторы и тренажеры для пилотов, водителей транспорта и спецтехники высвобождают огромное количество реально существующего дорогостоящего оборудования и позволяют в безопасных условиях смоделировать любую реальную ситуацию. Аналитики американской Acacia Research Group предсказывают, что мировой объем расходов на 3D-визуализацию, симуляцию и обучение в 2015 году может составить до 20 млрд долларов только в оборонном секторе.
Архитектурная 3D-визуализация в специальных комнатах – 3D-кубах – помогает при создании и эксплуатации зданий, сооружений и их комплексов увидеть проект со всех сторон, с любой точки удаленности и приближения, более четко визуализировать конструктивные элементы, предотвратить ошибки на ранних этапах проектирования, найти новые варианты зонирования пространства. Объемное изображение способно в десятки раз сократить временные и финансовые затраты на проектирование.
3D-анимация может использоваться для создания рекламных роликов. В отличие от обычных видеороликов, 3D-реклама не требует сложной организации съемок, привлечения актеров и технических средств, обеспечивая при этом высокий уровень зрелищности.
Художественные и анимационные фильмы в формате 3D уже стали привычными для крупных кинотеатров, а на экранах домашних 3D-телевизоров они также начинают появляться.
Бурное развитие интернет-торговли и повышение конкуренции в этой сфере требуют более подробной визуализации товаров, чем обычные двухмерные фотографии. Согласно исследованиям Autodesk, около 60% пользователей проявляют большую заинтересованность в продукции с трехмерной инструкцией по эксплуатации, а около 80% – в трехмерных изображениях самой продукции.
Традиционные магазины одежды также используют 3D-технологии для создания виртуальных примерочных. Покупатель видит свое отражение на экране в полный рост и может «примерить» изображение той или иной одежды. Это существенно сокращает время на подбор товара.
3D-решения применяются такими крупнейшими мировыми и отечественными концернами, как Boeing, Sudzuki, Lexus, BP, Peugeot Citroen, Land-Rover, Jaguar, РосАтом и ЛукОйл.
Современный бизнес не обходится без новейших технологий. Сегодня мы рассмотрим несколько актуальных решений для повышения эффективности и эффектности презентаций, демонстраций и мероприятий.
Первое решение - одноэкранные 3D-системы. Они самые простые и наиболее доступные, не требующие больших помещений. Благодаря мобильности и универсальности, их можно использовать в разных сферах: от офисных презентаций до бизнес-мероприятий.
Второе решение - мультидисплейные системы, также называемые видеостены. Они позволяют комбинировать несколько дисплеев, чтобы получить большой экран с высоким разрешением. Это идеальный выбор для презентаций, конференций и выставок, где важно создать яркий и запоминающийся образ.
Третье решение - персональные системы виртуальной реальности. Они позволяют создать индивидуальную рабочую зону для пользователя, что очень удобно для научных и образовательных целей. В дополнение к этому, CAVE-системы, которые проецируются на стены и создают эффект присутствия, также являются интересным выбором для развлечений.
И последнее решение - системы дополненной реальности. Они направлены на сочетание реальности и виртуальности. Они используются чаще всего в бизнесе и на складах, где они помогают автоматизировать работу и оптимизировать процессы.
3D-технологии на данный момент стали доступны не только крупным военным заказчикам, но и для корпоративного сегмента. Внедрение новейших технологий поможет повысить эффективность работы и сделать презентации и мероприятия более запоминающими.