08.10.2019

Реликвии пророка побывали на томской земле

Томские мусульмане встретили святые реликвии пророка Мухаммеда 21-22 сентября в жизни томских мусульман произошло знаменательное событие.

Томские мусульмане встретили святые реликвии пророка Мухаммеда

21-22 сентября в жизни томских мусульман произошло знаменательное событие. В Белую мечеть из Дагестана и Москвы привезли реликвии, связанные с жизнью пророка Мухаммеда. Среди них волос пророка, его чаша, кувшин и волос его дочери, ключ от священной Каабы. В честь этого события в Томск приехало до двадцати тысяч верующих из разных городов и стран. Реликвии разместили в здании Белой соборной мечети, которая находится на Московском тракте. Доступ к реликвиям был открыт круглосуточно в течение двух дней. Событие такого содержания и масштаба в исламском мире Сибири произошло впервые.

Посмотреть на реликвии приехали мусульмане из Монголии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и других регионов России. Очередь, чтобы посмотреть на реликвии, не заканчивалась два дня. Также днем в субботу в Облсовпрофе прошел международный круглый стол с участием официальных лиц из нескольких стран, а вечером концерт мусульманских песен в честь празднования 105-летия Белой соборной мечети. Один из организаторов праздничных мероприятий воззвал:

— Давайте возблагодарим Всевышнего за то, что дал нам возможность сегодня распространять эту религию, говорить о ней и поклоняться реликвиям. Ведь были периоды в истории, когда наши отцы и деды, к великому сожалению, были ограничены в этих возможностях.

Во дворе Белой мечети. Молитва в ожидании начала доступа к реликвиям

О возникновении исламской общины Томска

Действительно, исламская религия  –  одна из самых распространенных конфессий Томской области. История исламской общины здесь насчитывает более четырехсот лет. Томские татары, исповедующие ислам, являются коренными жителями Томска. Здесь формировались обряды и обычаи. Большинство татар не знали русского языка, тем более писать на нем не умели. Идентичность томских татар определялась именно единым религиозным сознанием общности народа и языка.

Татарское население города Томска сложилось из разных тюркоязычных групп Притомья. Первыми его тюркоязычными жителями были местные эуштинцы, калмаки и чаты. В ХVII–ХVIIIвв. Заисток представлял собой укрепленный форт на юге Томска, прикрывавший нижнюю часть города. Со времени основания Томска татары компактно проживали в районе Заисточья. С прокладкой через Томск Московского тракта в 30-х годах ХVII в. в этот район переселились группы эуштинцев, чатов и позже татар из европейской части России, и он стал называться Татарской слободой. В ХVIII в. по обеим сторонам Томи располагались три мечети.

В середине ХIХ в. в Томске из 14 тысяч жителей города было около 300 бухарцев и один мулла магометанского вероисповедания. В 1897 г. магометан было 1611, из них 221 представитель коренных тюрков, 68 бухарцев, 1322 пришлых татарина.

На столе – привезенные реликвии пророка Мухаммеда

Пришлый компонент  –  поволжско-приуральские татары и бухарцы (узбеки, таджики, казахи, уйгуры)  –  сыграли важную роль в этногенезе сибирских татар. Именно с бухарцами, переселившимися в Западную Сибирь в ХVI–ХVIII вв., связано распространение среди сибирских татар ислама. Мусульманская религия (к томским татарам она пришла в начале ХVIII в.) способствовала сближению сибирских татар между собой, к осознанию их единства, общности.

Все мечети в Томске были построены в то время, когда указным муллой Томской губернии (надо учесть ее границы на тот момент) был Хамза Мухаметаминович Хамитов. Семья Хамитовых переехала в Сибирь из Пензенской губернии. Первые сведения о Хамзе Хамитове появились в 1878 г., на мечетской книге написана его должность – указной мулла. До 1917 г. существовал возрастной ценз для этой должности: кандидат должен быть не моложе 35 лет. Предположительно, Хамза родился в конце 30-х годов Х1Х в., а последнее упоминание о нем в записке 1933 г., что он проживает в мечети. Ни он, ни его семья не были репрессированы. Он был праведным человеком, очень уважаемым не только мусульманами, но и всеми жителями Томска. Хамза Хамитов был указным муллой до 25 марта 1917 г., ему было уже за 70 лет.

Жителям Томска более известен его брат – купец Карим Хамитов, в его доме по ул. Горького сейчас расположен Центр татарской культуры.

Первая каменная мечеть была построена в течение трех лет и заработала в 1904 г. По данным краеведов, основные средства для строительства крупнейшей в Сибири каменной мечети предоставил брат ахуна купец Карим Хамитов.

Утро 21 сентября у Белой мечети

История Белой мечети

На круглом столе, состоявшемся 21 сентября, было рассказано об истории Белой мечети, которая в этом году отметила 105 лет со дня основания.

В начале ХХ в. с открытием Первой соборной мечети и мусульманских школ религиозная жизнь «магометан» Томска особенно бурлит. Издается мусульманская газета «Сибирия», проводятся благотворительные вечера, театральные постановки. На джума-намазы людей собирается огромное по тем меркам количество, народ уже не вмещается в молитвенный зал, одной мечети уже недостаточно для отправления религиозных нужд всеми жителями Заисточья, особенно его отдаленных районов.

И тогда ахун Хамза Хамитов принимает решение построить в городе вторую каменную мечеть. В прошении, поданном инициативной группой в 1910 г., говорилось: «Магометане Томска, поселившиеся в местности «Заисточья», тянущейся на очень значительной протяженности от центра города до окраины при имеющейся одной мечети, построенной ближе к центру города и отдаленной от окраин, заселенной в большинстве магометанами, были поставлены в затруднение при отправлении своих религиозных нужд. Часть магометан, живущая в отдалении от мечети, нашла нужным построить вторую мечеть, чтобы обслуживать более отдаленную окраину».

Заседание круглого стола

Белая мечеть была построена в 1913 г. по проекту главного губернского архитектора Андрея (Генриха) Лангера, имевшего австрийские корни. Автор десятков проектов, в том числе нескольких томских церквей, синагоги, драматического театра, А. Лангер спроектировал Белую мечеть в стиле модерн с исламским декором. Томская «магометанская» община под руководством ахуна Хамзы Хамитова в начале XX в. переживала период подъема, как в духовном, так и в материальном плане. Рассказывают, что на каждом пятничном намазе в Красной мечети собиралась крупная сумма пожертвований для строительства второй мечети, которую в городе прозвали Белой по цвету стен. Мечеть на Московском тракте стала одной из последних работ Лангера. В 1916 г. губернского архитектора призвали на военную службу.

Первым официальным муллой Белой мечети в 1917 г. стал Яхья Нурмухаметов, направленный в Томск Духовным Собранием из Уфы. До назначения в Томск Нурмухаметов служил муллой при Оренбургском казачьем войске.

10 октября 1939 г. постановлением облисполкома Белая мечеть была закрыта, здание передано под национальную татарскую школу. Позже ее минарет был снесен, а само здание в дальнейшем использовалось правлением артели Культспорт. С 1960-х здесь размещался цех карандашной фабрики. Возвращение мечети верующим состоялось в 1990 г. Мечеть была отреставрирована к 1999 г. и ныне является действующей. Ее посещают верующие разных возрастов и национальностей, проводятся службы.

Слева – имам Белой соборной мечети Нурулла Хаджи (Турсунбаев)

Интеллектуальный ислам против экстремизма

С докладом об отношении исламского мира к экстремизму и терроризму на круглом столе выступил заместитель муфтия республики Дагестан Шамиль Алиханов :

— Терроризм сегодня превратился в первостепенную угрозу для всего человечества. Он представляет собой разветвленную, хорошо отлаженную мировую систему, обладающую огромными материальными, финансовыми и людскими ресурсами. Никакая страна не может считать себя защищенной от угроз этой силы. Терроризм многолик, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией ислам. Ряд экстремистских организаций и групп, к примеру, ИГИЛ (запрещенная на территории РФ), действуют под исламскими лозунгами. Влияние руководителей и вдохновителей экстремистов во многом определяется тем, что они выдают себя за последователей истинного ислама и борцов за воплощение его идеалов в жизнь. В этих условиях в мире формируется искаженное представление об исламе, как о религии агрессивной, оправдывающей экстремизм и насилие. В условиях активизации международного терроризма, по мнению многих, религия сама должна стать главной силой, противодействующей экстремистским идеологиям. Духовные авторитеты, ученые-теологи активнейшим образом включаются в антитеррористическую пропаганду, разъясняют и показывают миру, что идеологическая и политическая платформы террористов не совместимы с истинной миссией религии, что экстремизм и терроризм – это извращение основ человечности, он в корне не совместим с моральными установками религии. Что же говорят по поводу терроризма мусульманские богословы? Они утверждают: террор и ислам не совместимы. Как говорится в «Послании улемов мира», ислам – религия мира и спокойствия. Главной целью религии любой конфессии, в том числе ислама, является духовное очищение, миролюбие, гуманизм, милосердие и совершение добрых дел. Эти ценности способствуют формированию духовно-нравственного воспитания.

Концерт религиозных песнопений

Председатель ассамблеи народов Томской области Николай Петрович Кириллов в своем выступлении отметил:

— Мы очень дорожим тем, что у многих наших диаспор есть вертикаль. У нас общая история, общие герои, общее отношение. Поэтому ничего, кроме дружбы, не может получиться в этих отношениях. Почитание через поклонение

Зрительный зал на концерте

Нынешний имам Белой соборной мечети Нурулла Хаджи (Турсунбаев) рассказал, почему волос Мухаммеда и другие реликвии важны для мусульман:

— Томичам необычайно повезло, ведь самому пророку Мухаммеду принадлежат слова: «Кто увидит частичку моего тела, тот увидит меня вживую». А значит, в судный день пророк сделает заступничество за этого человека перед всевышним. Мусульмане всего мира с уважением и почтением относятся к вещам пророка. Реликвии специально передали из Саудовской Аравии в Дагестан. Увидеть священные реликвии, связанные с пророком Мухаммедом, – это непередаваемая радость для всех мусульман. Сегодня для всех мусульман, которые проживают на томской земле, великий праздник! Ведь к нам привезли реликвии, которые мечтают увидеть в своей жизни все мусульмане.

Нурулла Хаджи также отметил, что мусульмане вовсе не поклоняются реликвиям, а только чтут через них память пророка.

Люди на открытии праздника, посвященного 105-летию Белой мечети

Также на открытии 105-летия Белой соборной мечети было зачитано приветственное слово нашей землячки, депутата Государственной думы Татьяны Васильевны Соломатиной: «Я уверена, что непреходящие духовные ценности, которые проповедует ислам, разделяют все люди доброй воли. Всем, кто сегодня пришел на этот большой и светлый праздник, желаю незабываемых впечатлений, доброго общения и полной духовной радости!»

Софья Вольская

Последние новости

Томский вице-губернатор встретился с бойцом ЧВК «Вагнер»

Вице-губернатор по вопросам безопасности Игорь Толстоносов провел личный прием граждан в открытой приемной главы администрации Томской области, на котором побывал участник специальной военной операции Рустам Астанов.

Путин назвал приемлемым рост доходов россиян

В России доходы населения росли приемлемыми темпами. Владимир Путин затронул эту тему на заседании с членами правительства .

Мазур представил потенциал Томской области на выставке «KazanForum»

Томская область участвует в выставке «KazanForum». Потенциал региона представил стоящий в его главе Владимир Мазур .

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *