Дети убивают. Почему?
Трагедия в Благовещенске заставила вспомнить о других ЧП в образовательных учреждениях и задаться вопросами: на чем держится охрана школ, колледжей и детских садов, и почему подростки убивают одноклассников?
Как и недавняя трагедия в Нарьян-Маре, где неадекватный мужчина убил мальчика прямо в детском саду, ЧП в Благовещенске показало, что в российские детские и образовательные учреждения можно пронести практически что угодно. СК возбудил уголовное дело не только об убийстве, но и о нарушениях в охране колледжа: стрелок пронес в здание, в котором находились 150 человек, разобранное оружие в рюкзаке за спиной, а потом собрал и зарядил ружье в туалете.
За последние годы это не первый в России случай вооруженного нападения учащегося на ровесников и педагогов. Только в прошлом году громкие инциденты произошли в Новосибирске, Перми, Стерлитамаке и Улан-Удэ. Всего с начала 2015 г. по настоящее время сообщалось как минимум о 14 случаях, когда в средних учебных заведениях в результате стрельбы из различных видов оружия погибли или пострадали люди.
Охранник без лицензииРаботавший в Амурском колледже строительства и жилищно-коммунального хозяйства сотрудник частного охранного предприятия (ЧОП) «Сириус-А» задержан. Выяснилось, что необходимого для работы разрешения у охранника просто не было. Сам мужчина объяснил: в его задачу входило не впускать в здание посторонних, поэтому он не пытался досмотреть студента, которого знал в лицо; но как только услышал выстрелы, сразу же нажал кнопку тревожной сигнализации. Уголовная ответственность грозит гендиректору ЧОПа — за то, что допустил к работе охранника без лицензии. Вдобавок оказалось, что на входе в учебный корпус не оказалось рамки металлодетектора. Кстати, ровно такая же ситуация была и в печально известном керченском колледже, где в октябре 2018 г. студент убил два десятка человек. Но там не было не только работающего металлодетектора, но даже и охраны: сторожила колледж женщина-вахтер, с охранной фирмой договор был заключен только на пультовую охрану.
Кто охраняет наших детейДеятельность образовательной организации неизменно влечет за собой высокие риски, обусловленные значительным скоплением людей, большинство из которых ввиду возраста не владеют должными навыками по обеспечению собственной безопасности. Согласно ст. 41 и 42 «Закона об образовании РФ», организация охраны учреждений, осуществляющей образовательную деятельность, является базовой обязанностью администрации, и реализация данной функции контролируется представителями проверяющих органов. Охранять учебные заведения могут сторожа, «чоповцы», а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД, которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.
Как правило, сегодня ЧОПы направляют своих сотрудников на объекты образования по остаточному принципу: все, кто по комплекции, возрасту и расторопности не подошел для несения службы в офисе, на складе или в торговом центре, идут охранять школу. Поэтому там, к сожалению, оказываются не самые квалифицированные и боевитые сотрудники.
Единых нормативных требований к обеспечению безопасности образовательного процесса в школах тоже пока не существует. Хотя в 2018 г. в Госдуме РФ инициировали разработку национального стандарта охраны школы и профстандарта школьного охранника, к которой будут привлечены представители многих ведомств: ФСБ, МВД, МЧС, Росгвардии. Если правительственная инициатива будет реализована, вскоре могут появиться специализированные охранные агентства, сотрудничающие исключительно с образовательными организациями и понимающие специфику взаимодействия с детско-родительским контингентом. Пока существует лишь список рекомендательных мер.
К сожалению, в последние годы неуклонно растет количество прецедентов, характеризующихся высокой степенью опасности для детей и сотрудников ОУ, в том числе с летальными исходами.
Актуальные статистические данные, представленные Минтруда, свидетельствуют, что около 78% российских школ на должности сторожей ВОХР принимают в основном граждан пенсионного возраста. Такая охрана в два-три раза дешевле, чем с привлечением вооруженных сотрудников полиции. Такие пенсионеры не имеют специального образования и, как следствие, не способны защитить детей и педагогов от реальной опасности.
Собираем «на охрану»!В разряд охранных мероприятий сотрудников ЧОПов входят:
обеспечение контрольно-пропускного режима; охрана имущества школы; охрана имущества учеников (гардероб); контроль состояния технических средств охраны (ТСО); обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.Как видим, охранники из числа ЧОП в учебных заведениях призваны в основном охранять имущество образовательных учреждений. Заниматься защитой детей они и… не должны.
В то же время известно, что школам на охрану денег не выделяют. Поэтому клич «собираем на охрану!» звучит на родительских собраниях каждое начало учебного года. Отметим, что пожертвования эти добровольны, особенно в последние годы. То есть никто никого не принуждает. Сбором средств занимаются не учителя, а представители родительских комитетов. Помню, еще пару-тройку лет назад, когда мои дети учились в школе, на общешкольных родительских собраниях директор школы всякий раз очень долго и эмоционально распространялась о том, как высок в наше время уровень террористической опасности, и поэтому насколько важно собрать необходимые средства для оплаты услуг охранного агентства. По мере сил призывали родителей к сознательности и сбору средств на охрану и классные руководители. Говорят, сейчас такого нет: один раз объявили, и — кто сдал, тот и сдал. Но возникает вопрос: если чоповцы охраняют в основном имущество школы, то почему оплачивать эти услуги должны только родители?!
Охранная грамота«School shooting» — термин, который мы слышим все чаще. И если раньше он был неразрывно связан с западным миром, то за последние годы нападения в школах стали не редкостью и для России. Обычно под ним подразумевается нападение на учебное заведение с применением огнестрельного оружия. Инциденты, приведшие к четырем и более смертельным исходам, классифицируют как массовый расстрел. Школьные расстрелы вызывают дискуссию в обществе по поводу ужесточения мер охраны, ограничительных мер в отношении оружия и политики нулевой терпимости (неизбежное наказание за несоблюдение правил независимо от обстоятельств).
В Госдуме РФ предложили ввести переквалификацию для сотрудников частных охранных организаций, охраняющих школы. Официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин рассказал корреспонденту «Российской газеты», что учебным и вообще всем детским организациям нужна профессиональная, высококвалифицированная охрана. В Госдуме создана рабочая группа по анализу законодательства об оружии и частных охранных предприятиях.
Депутат Анатолий Выборный вместе с экспертами Росгвардии готовит законопроект, чтобы усилить систему безопасности культурных, учебных и других объектов. Так, школьных охранников ждут регулярные курсы переподготовки через определенное количество лет, чего сейчас нет. Пока действует принцип: получил лицензию — и работай. Будет осуществляться более строгий качественный отбор — в школах должны работать психически устойчивые люди. Будет усилен и государственный контроль, который, скорее всего, возложат на Росгвардию. А для этого лицензионно-разрешительным подразделениям могут расширить контрольные полномочия. Депутаты определятся и по такому больному вопросу, как вооруженность школьного охранника. С одной стороны, что может противопоставить безоружный, пусть взрослый и сильный, человек вооруженному подростку? В московской школе, как помним, подросток застрелил не только учителя, но и охранника. А с другой — допустимо ли применять оружие в школе? Ведь кругом дети.
Уже очевидно, что предложение об изменениях в системе подготовки охранников и контроля за этой подготовкой вызовет много споров между тремя серьезными структурами: Росгвардией, Минобрнауки и Минэкономразвития. В общем, пока политики спорят, дети продолжают гибнуть.
Это НАШИ детиПредседатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин назвал причиной стрельбы в керченском колледже «унижение на основе разного имущественного положения». Однокурсники студента строительного колледжа в Благовещенске утверждают, что конфликтов между убитым и стрелявшим не было. Что же творится в головах и душах наших детей, что они идут убивать, не имея на это даже отдаленно веских причин?!
Давайте вспомним: при СССР в школах не было вообще никакой охраны. Да, случались какие-то драки и разборки. Но сейчас все гораздо более жестоко, человеческая жизнь у детей просто обесценилась. Почему так происходит? Кто-то из специалистов главной причиной называет увлеченность детей виртуальной реальностью. Ежедневно убивая на экране при помощи джойстика, постепенно молодая психика настраивается на то, что и в реальной жизни такое вполне возможно реализовать.
Также среди причин называют отклонения в психике из-за отсутствия семейных ценностей и воспитания. Но, конечно, главная причина происходящего в том, что у современных детей по жизни нет ни моральных ориентиров, ни социальных лифтов, ни понимания о будущем: на что можно рассчитывать, куда приложить собственные силы и способности, какие гарантии даст тебе государство при честном трудовом пути.
Что происходит вокруг наших детей? Школа отгородилась от родителей турникетами, пресекая возможность их личного контакта с учителями-предметниками и администрацией школы. Государство отворачивается от пенсионеров, всю жизнь трудившихся верой и правдой на благо Родины. Государство «кидает» инвалидов и льготников, не обеспечивая им достойные условия жизни и отказывая в льготах.
Таким образом, человеческая жизнь обесценивается на государственном уровне. На глазах наших детей. И пока в обществе не возобновится стремление учить подрастающее поколение элементарному — что такое хорошо, и что такое плохо — негативные тенденции будут лишь нарастать.
Варвара Разгон
Последние новости
Более 5,5 тысяч раз скорая помощь приходила на выручку томичам в новогодние дни
Об этом сообщает пресс-служба администрации Томской области Фото: Антон ХАРИН.
За неделю в Томской области выявили 3 случая гриппа и 132 COVID-19
Евгения Зуева Более половины болеющих ОРИ — дети до 14 лет В период с 30 декабря по 5 января к врачам Томской области с признаками ОРИ обратилось 2 139 человек, в том числе 1 258 томичей.
Почти 660 жителей томского региона проверили свои родинки через онлайн-сервис
Евгения Зуева Выявлено 46 случаев злокачественных новообразований За прошлый год 659 жителей Томской области отправили фотографии своих родинок через специальный сервис «Онкодозор:
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией