25.06.2019

В школах увеличился дефицит учителей

Доля учителей, которые сообщают, что в их школах не хватает педагогов-предметников, за год выросла с 48 до 51%.

Доля учителей, которые сообщают, что в их школах не хватает педагогов-предметников, за год выросла с 48  до 51%. В школах  по-прежнему нет нужного числа учителей математики, иностранного и русского языков, начальных классов. Таковы результаты опроса более 3 тыс.  педагогов из 83 регионов, который провели эксперты Общероссийского народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования».

Половина опрошенных учителей – 51% — заявила, что в их школах не хватает предметников. Где-то речь идет об отсутствии одного-трех педагогов – так ответили 36% респондентов, где-то – о четырех-пяти (10,6%), в отдельных случаях дефицит кадров доходит до десяти человек  (0,4%).


Учителя увольняются и в конце, и в середине года, иногда уходят командами по шесть – восемь человек. О нехватке педагогов говорят  как в сельских школах (54%), так и городских (50%). Только четверть опрошенных сообщили, что за прошедший учебный год состав и численность коллектива не менялись, а 7% – что учителя не увольнялись и даже приходили  новые. Более трети участников опроса (38%) отметили, что замену уволившимся коллегам нашли с трудом.


Часто ушедшему из школы педагогу так и не получается найти замену: об этом сообщили 22% учителей. При этом муниципалитеты, узнав об увольнении предметников, рекомендуют некоторым школам обходиться «своими силами»,  чтобы средняя зарплата в школе соответствовала нужному уровню.


«Негласный приказ – не увеличивать количество учителей. Даже если учитель уволился, его часы перераспределяются», «Распределяли нагрузку среди оставшихся педагогов, в том числе и не по профилю», – говорили педагоги во время  опроса.


Чаще всего не хватает  учителей математики (34%), иностранного (32%) и русского (25%) языков, начальных классов (24%), физики (18%). В результате к преподаванию математики привлекают учителей начальных классов. А их нехватку компенсируют за счет учителей среднего звена, уроки русского языка и математики ведут  библиотекари.


«Есть школы, где один педагог ведет математику, историю и английский язык, а другой – физику, изобразительное искусство и ОБЖ. Сельский учитель физкультуры может преподавать еще и английский язык, а учитель информатики – музыку и ИЗО. Тем временем в нацпроекте «Образование» поставлены амбициозные цели, выполнение которых напрямую зависит от учителей, их возможности расти профессионально и желания продолжать работать в школе», – отмечает  член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.


Как показывает опрос, об уходе из школы сегодня думает примерно пятая часть педагогов (18%). 2% учителей уже решили уволиться или даже написали заявление. Основные причины – невысокая зарплата, нестабильность стимулирующих выплат, растущий объем задач, не связанных с обучением детей, необходимость оснащать кабинеты за свой счет, давление администрации и  родителей.

Как в Томской области?

Дефицит учителей в малых селах Томской области составляет порядка 150 человек.  Наиболее востребованными являются учителя начальных классов, математики, русского и английский языка, информатики. 


Согласно информации из доклада о реализации государственной политике в сфере образования, каждый второй учитель (43%) работает в сельской местности.  На одного учителя в целом по области приходится 14 обучающихся. Доля учителей моложе 30 лет составляет 16,5 %, в возрасте от 31 до 35 лет — 10,06%, старше 55 лет — 27,9%.  В этом учебном году в школы Томской области трудоустроились 467 молодых учителей.


«Наиболее  сложная  ситуация  складывается  в  Асино,  Кедровом,  Кожевниковском, Кривошеинском,  Молчановском,  Тегульдетском  и  Шегарском  районах.  Количество педагогов старше 55 лет там в 3-4 раза превышает количество молодых учителей до 30 лет. При  этом  в  динамике  за  несколько  лет,  мы  видим,  что  доля  молодых  учителей  в возрасте до 30 лет увеличивается с 12,19% до 16,5%», — отмечается в тексте доклада. 


Кроме того не хватает школ в сельских поселениях.


«Треть населения региона живет в селе. В Томске строятся сразу три школы на 1100 мест. На Федоровского в Южных воротах, в Северном парке. Если по справедливости, то не меньше 1200 мест должно быть построено в сельской местности», — отмечает депутат-аграрий Паруйр Яврумян.


В свою очередь, замгубернатора Людмила Огородова подчеркивает, что  в 2020 году будет построена школа в селе Корнилово Томского района, где смогут обучаться 200 человек.

Последние новости

Чиновница из обладминистрации заняла пост по управлению экономическим развитием Томска

Виктория Скатова, чиновница из обладминистрации, заняла пост по управлению экономическим развитием Томска.

Экономист Ракша объяснил рост курса доллара высокой инфляцией

В России и мире сохраняется высокая инфляция, поэтому курс доллара продолжает расти.

Новости

Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 60112 на рассмотрении 6672 решено 53440 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *