В школах увеличился дефицит учителей
Доля учителей, которые сообщают, что в их школах не хватает педагогов-предметников, за год выросла с 48 до 51%.
Доля учителей, которые сообщают, что в их школах не хватает педагогов-предметников, за год выросла с 48 до 51%. В школах по-прежнему нет нужного числа учителей математики, иностранного и русского языков, начальных классов. Таковы результаты опроса более 3 тыс. педагогов из 83 регионов, который провели эксперты Общероссийского народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования».
Половина опрошенных учителей – 51% — заявила, что в их школах не хватает предметников. Где-то речь идет об отсутствии одного-трех педагогов – так ответили 36% респондентов, где-то – о четырех-пяти (10,6%), в отдельных случаях дефицит кадров доходит до десяти человек (0,4%).
Учителя увольняются и в конце, и в середине года, иногда уходят командами по шесть – восемь человек. О нехватке педагогов говорят как в сельских школах (54%), так и городских (50%). Только четверть опрошенных сообщили, что за прошедший учебный год состав и численность коллектива не менялись, а 7% – что учителя не увольнялись и даже приходили новые. Более трети участников опроса (38%) отметили, что замену уволившимся коллегам нашли с трудом.
Часто ушедшему из школы педагогу так и не получается найти замену: об этом сообщили 22% учителей. При этом муниципалитеты, узнав об увольнении предметников, рекомендуют некоторым школам обходиться «своими силами», чтобы средняя зарплата в школе соответствовала нужному уровню.
«Негласный приказ – не увеличивать количество учителей. Даже если учитель уволился, его часы перераспределяются», «Распределяли нагрузку среди оставшихся педагогов, в том числе и не по профилю», – говорили педагоги во время опроса.
Чаще всего не хватает учителей математики (34%), иностранного (32%) и русского (25%) языков, начальных классов (24%), физики (18%). В результате к преподаванию математики привлекают учителей начальных классов. А их нехватку компенсируют за счет учителей среднего звена, уроки русского языка и математики ведут библиотекари.
«Есть школы, где один педагог ведет математику, историю и английский язык, а другой – физику, изобразительное искусство и ОБЖ. Сельский учитель физкультуры может преподавать еще и английский язык, а учитель информатики – музыку и ИЗО. Тем временем в нацпроекте «Образование» поставлены амбициозные цели, выполнение которых напрямую зависит от учителей, их возможности расти профессионально и желания продолжать работать в школе», – отмечает член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Как показывает опрос, об уходе из школы сегодня думает примерно пятая часть педагогов (18%). 2% учителей уже решили уволиться или даже написали заявление. Основные причины – невысокая зарплата, нестабильность стимулирующих выплат, растущий объем задач, не связанных с обучением детей, необходимость оснащать кабинеты за свой счет, давление администрации и родителей.
Как в Томской области?Дефицит учителей в малых селах Томской области составляет порядка 150 человек. Наиболее востребованными являются учителя начальных классов, математики, русского и английский языка, информатики.
Согласно информации из доклада о реализации государственной политике в сфере образования, каждый второй учитель (43%) работает в сельской местности. На одного учителя в целом по области приходится 14 обучающихся. Доля учителей моложе 30 лет составляет 16,5 %, в возрасте от 31 до 35 лет — 10,06%, старше 55 лет — 27,9%. В этом учебном году в школы Томской области трудоустроились 467 молодых учителей.
«Наиболее сложная ситуация складывается в Асино, Кедровом, Кожевниковском, Кривошеинском, Молчановском, Тегульдетском и Шегарском районах. Количество педагогов старше 55 лет там в 3-4 раза превышает количество молодых учителей до 30 лет. При этом в динамике за несколько лет, мы видим, что доля молодых учителей в возрасте до 30 лет увеличивается с 12,19% до 16,5%», — отмечается в тексте доклада.
Кроме того не хватает школ в сельских поселениях.
«Треть населения региона живет в селе. В Томске строятся сразу три школы на 1100 мест. На Федоровского в Южных воротах, в Северном парке. Если по справедливости, то не меньше 1200 мест должно быть построено в сельской местности», — отмечает депутат-аграрий Паруйр Яврумян.
В свою очередь, замгубернатора Людмила Огородова подчеркивает, что в 2020 году будет построена школа в селе Корнилово Томского района, где смогут обучаться 200 человек.
Последние новости
Морские контейнерные перевозки: оптимальное решение для международной торговли
Разбираем, почему доставка грузов морем остается ключевым инструментом глобальной экономики и как контейнеризация изменила мировую логистику.
Почему все вяжут? Пряжа как антистресс и арт-терапия
Вязание стало не просто хобби, а настоящим способом справляться с тревогой, выгоранием и одиночеством. Разбираемся, как это работает и почему клубки теперь — это модно.
Как экономить с помощью промокодов MyCSGO?
Как промокоды MyCSGO помогут собрать топовый инвентарь?
Потребительский кредит без боли: как не стать жертвой долговой ямы
Как взять кредит с умом и не пожалеть об этом спустя пару месяцев