13.10.2019

Особенная школа для особенных детей

Уже тридцать лет открыты двери коррекционной школы для особенных ребят. Здесь для каждого педагога большой победой становится даже самый незначительный успех ученика.

Уже тридцать лет открыты двери коррекционной школы для особенных ребят. Здесь для каждого педагога большой победой становится даже самый незначительный успех ученика. О том, как учёба в школе помогает ребятишкам социализироваться и осваивать элементарные знания и навыки, с благодарностью рассказали родители

ЗА ПАРТУ — ВМЕСТЕ С МАМОЙ

Дети-аутисты учатся отдельно от остальных ребят, многие — на индивидуальном обучении. Сегодня в школе таких учеников девять.

— Когда Никита пришёл в школу, он не умел держать авторучку, — рассказывает мама четвероклассника Инна Владимировна Мартынова. — Первый год я сидела с ним за одной партой. Брала его руку в свою, и мы вместе пробовали писать. Он практически не разговаривал, а сейчас уже формирует предложения, рассказывает стихи, любит петь. Читать начал уже в первом классе. Нашим учителем в начальном звене была Елена Витальевна Шеф, сейчас она ведёт у Никиты индивидуальные занятия. Сколько терпения у неё и у других педагогов!

Ваня Котов в первом классе не мог высидеть и одного часа, тянул маму домой, а сейчас он уже в пятом классе и спокойно выдерживает нагрузку в шесть уроков.

— Сын пришёл в школу немного подготовленным: до этого мы три года посещали специализированный центр для аутистов в Томске, — рассказывает его мама Нина Викторовна Иванова. — Он воспринимал речь, выполнял то, о чём попросят, но не говорил.

С речью у Вани и по сей день проблемы, но мальчишка научился общаться с окружающими письменно, очень любит рисовать.

— У нас были проблемы с математикой, — продолжила мама. — Анна Антоновна Лихачёва специально для Вани разработала таблицу, благодаря которой он стал понимать предмет. И такой индивидуальный подход — к каждому ребёнку.

Ольге Валерьевне Кудрявцевой первое время тоже приходилось присутствовать на уроках. Детей с таким диагнозом, как у её одиннадцатилетней дочери Маши, в школе ласково называют дэцэпушечками. Машин диагноз осложняют постоянные судороги, которых в течение дня или ночи случается больше десятка, поэтому девочку сначала определили на домашнее обучение.

— Однако когда к нам начала приходить Зоя Ивановна Ващенко, дочь категорически отказывалась заниматься, противилась этому, — рассказывает Ольга. — Тогда вместе с педагогом мы приняли решение попробовать обучать её в школе. И у девочки проснулся интерес.

Руки Машу плохо слушаются, поэтому с письменными заданиями она не справляется, а вот лепить и клеить поделки ей по силам. Девочка практически не разговаривает. Как научилась к году говорить отдельные слова, так на этом речевое развитие и остановилось, но зато положительная динамика прослеживается в другом.

— Прежде дочку увлекали только конструкторы, — анализирует Ольга Валерьевна. — Сейчас ей стали интересны ролевые игры в куклы. Садит их за стол, кормит, на коляске катает. В детский сад она не ходила, поэтому не контактировала с другими детьми, а здесь у неё появилось много друзей.

 

ИЗДАЛЕКА И НАДОЛГО

В школу ездят ребята не только из города, но и из сёл района: Новиковки, Ново-Кускова, Вороно-Пашни, Моисеевки, Феоктистовки, даже из соседнего Первомайского района. Есть ученики из семей, переехавших в Асино из дальних районов, чтобы дать своему ребёнку возможность учиться. Среди них Мария Москвина из Шегарского района.

— Здесь у Назара появились перспективы развития, — поясняет Мария Сергеевна. — Сейчас он учится во втором классе. Признаться, я боялась отдавать его в школу, потому что понимала, что с ребёнком-аутистом будет сложно совладать. Однако учителя убеждали, что всё будет хорошо. Сын первое время не сидел, а стоял за партой. На третьем году обучения он смог самостоятельно держать ручку, обводить прописи, что и сейчас делает с удовольствием и очень старательно.

Мама первоклассника Семёна Мария Жохова узнала об Асиновской коррекционной школе от мамы Никиты Мартынова, когда оказалась с ними в одной больнице. Тогда женщина и приняла решение переехать сюда из Верхнекетского района.

— Я подумала, что понаблюдаю пару месяцев за тем, сможет ли мой ребёнок здесь адаптироваться, и уже потом приму решение об окончательном переезде, — говорит Мария Николаевна. — Прошёл всего месяц, а мы уже подыскиваем дом для покупки. За это время у Семёна произошёл большой прогресс. Он взял ручку, работает с прописями, рисует, начинает произносить отдельные слова. Евгения Александровна Охремчук быстро нашла к нему подход. Я от результата в большом удивлении, ведь мне есть с чем сравнить. Мы с ним четыре года наблюдались у томских специалистов и посещали развивающие центры, но не достигли того, что получается сейчас!

 

РОДИТЕЛИ РАДУЮТСЯ, ЗАМЕЧАЯ ПРОГРЕСС

В школе есть дети, которые с виду ничем не отличаются от сверстников, но не могут освоить учебную программу в общеобразовательной школе. Как, например, Максим и Ульяна Лавреновы. Брат и сестра погодки, но по желанию мамы учатся в одном шестом классе.

— Максим начинал ходить в обычную школу, но ему там было трудно, — рассказывает мама Александра Владимировна. — Я его перевела в эту школу. Сюда же определила и Ульяну. Здесь ребятишки стали чувствовать себя раскованнее, свободнее, начали проявлять активность, лучше читать, писать. Ульяна теперь постоянно участвует в различных концертах, записалась в хореографический кружок.

— Мой ребёнок пришёл в школу, ничего не умея, — рассказывает мама одиннадцатилетнего Ярослава Головина Елена Владимировна. — Он в шесть лет только начал говорить отдельные фразы. К концу первого класса заговорил предложениями. У него сейчас почерк аккуратнее, чем у меня. Неплохо читает — более 80 слов в минуту. Таких успехов мы достигли благодаря его учителям Зое Ивановне Ващенко и Наталье Анатольевне Пугачёвой. Конечно, большую работу проводила и я, занимаясь дома. Мы уже вышли на тот уровень, что сын ездит в школу самостоятельно. Проявляет большой интерес к учёбе: приходит домой и сразу садится за уроки.

 

В АТМОСФЕРЕ ДОБРА

Родители, с кем мне удалось пообщаться, отмечали, какую колоссальную работу проводят учителя с их детьми:

— Наши ребятишки с большим удовольствием ходят в школу. Их встречают как родных, к каждому обращаются по имени, интересуются делами и настроением, хвалят, располагают к себе. Здесь царит атмосфера добра и любви! Каждый учитель находит подход не только к нашим особенным деткам, но и к нам. А какие праздники готовят учителя! В представлениях обязательно задействованы дети: они и танцуют, и поют.

То, что между учителями, родителями и учениками в этой школе нет официальных отношений, подтвердила и директор школы Елена Сергеевна Декина:

— Здесь всё по-семейному, потому что наши дети не приемлют другого формата общения. Они очень дружные. Общаются на равных, принимая друг друга такими, какие есть, не высмеивая «особенности». Сегодня в школе порядка 100 учеников, из которых 35 — на индивидуальном обучении, 8 — на домашнем. Однако мы их не оставляем за бортом школы, по возможности привозим на свои мероприятия. Так как наполняемость класса не должна превышать 12 человек, то и педагогический состав у нас большой — 25 человек, а всего в штате 37 сотрудников. Школа нынче отмечает тридцатилетие. Ровно столько лет в нашем коллективе трудится Светлана Юрьевна Денисова, которая стояла у истоков создания школы в 1989 году, когда было принято решение на базе вечерней школы выделить вспомогательные классы. Уже через год они «переросли» в школу. Главная ценность — это наш коллектив. Да, наши дети особенные. Отрыв между их возможностями и требованиями современного мира огромный, но мы стараемся помочь им войти в этот сложный мир. Это самое главное в нашей работе.

Елена СОНИНА

Последние новости

Академик РАН Сергей Попов отмечает юбилей

Глубокоуважаемый Сергей Валентинович!  Примите искренние поздравления с юбилеем от лица всего коллектива Томского национального исследовательского медицинского центра Российской академии наук!

Хроники томского парламента. Шестой созыв. 2016-2021 годы. Пандемия и реформы

В этом году Законодательная Дума Томской области отмечает своё 30-летие. В нашем «парламентском» спецпроекте изучаем, какой была дума шестого созыва.

Интервью Оксаны Козловской телеканалу «Вместе РФ»

На сайте облдумы размещено интервью председателя областной думы Оксаны Козловской федеральному телеканалу Совета Федерации.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *