«Человек года-2021 в СибГМУ»: Михаил Белоусов об экспедиционной работе на Дальнем Востоке и своих принципах работы преподавателем

Одним из победителей конкурса СибГМУ «Человек года» в номинации «Преподаватель года» стал доктор фармацевтических наук, профессор, заведующий кафедрой фармацевтического анализа Михаил Белоусов.


Одним из победителей конкурса СибГМУ «Человек года» в номинации «Преподаватель года» стал доктор фармацевтических наук, профессор, заведующий кафедрой фармацевтического анализа Михаил Белоусов.

Михаил Валерьевич окончил фармацевтический факультет ТМИ в 1986 году. После окончания обучения стал ассистентом кафедры повышения квалификации по фармации ТМИ и параллельно учился в заочной аспирантуре при кафедре фармакогнозии. Занимал должность профессора кафедры химии СибГМУ, а после — заведующего кафедрой фармации факультета повышения квалификации. Сегодня Михаил Белоусов заведует кафедрой фармацевтического анализа СибГМУ.

Вместе с доктором химических наук, профессором Мехманом Юсубовыми и доктором фармацевтических наук Артемом Гурьевым открыл в СибГМУ лабораторию инновационных фармацевтических технологий, ставшей предтечей Центра внедрения технологий СибГМУ, лицензированного Минпромторгом по требованиям GMP фармацевтического производства, позволяющего нарабатывать опытные партии лекарственных препаратов для доклинических и клинических исследований.

Является руководителем стратегической академической единицы «Перспективные лекарственные средства и технологии». Руководитель стратегического проекта «Таргетная тераностика» программы развития «Приоритет 2030».

— Расскажите о своём профессиональном пути? С чего он начался?

Я начал заниматься научной работой после второго курса. Тогда у меня появилась возможность поехать в экспедицию на Дальний Восток. Туда требовались студенты для полевых экспедиционных работ в летний период. Так в 1982 году меня и ещё нескольких студентов отправили от кафедры фармакогнозии с курсом ботаники во Владивосток в лабораторию высших растений ДВНЦ РАН в качестве полевых лаборантов. В течение трёх месяцев мы работали на Камчатке в Кроноцком заповеднике. Это был незабываемый опыт, после которого мне было трудно представить себя без экспедиций и научных исследований. Поэтому совместно с сотрудниками биолого-почвенного института ДВНЦ РАН я почти ежегодно в 80-х годах занимался сбором сырья и гербарного материала для фармакогностических исследований на Камчатке, Курилах и Сахалине.

  — Как и почему Вы выбрали фармацию и преподавательскую деятельность?

Если честно, в детстве я мечтал стать водителем хлебной машины. О фармацевтическом факультете и не думал. Хотел заниматься чем-то творческим — быть скульптором, писать стихи и сочинять музыку. Выбрать фармацевтический факультет мне настоятельно порекомендовала мама — она занималась изучением лекарственных растений и хотела видеть меня преемником своих знаний. После поступления в Томский медицинский институт я продолжил заниматься творчеством — вместе с друзьями с факультета организовали творческий музыкально-театральный клуб «Пикант», сочиняли песни, ставили фарсовые спектакли, выступали в вузах Томска. Жили интересно. На всё хватало времени и сил. Студенческие годы, в силу энергии молодости и свойственному молодости идеализму и максимализму, остаются самыми яркими в моей жизни. Цвета, звуки, запахи, все ощущения и эмоции остры и насыщены. Это здорово!

Преподавать начал сразу после окончания вуза. Изначально занимался последипломным образованием, работал с выпускниками, приезжавшими со всего Советского союза на курсы усовершенствования. Был младше их всех минимум на пять лет. Пытался казаться важным и строгим. Долгое время это было основной моей профессиональной специализацией. Также приходилось читать лекции студентам и руководить полевой практикой, когда сам учился в заочной аспирантуре на кафедре фармакогнозии с курсом ботаники.

— Что для вас самое важное в преподавании?

В процессе преподавания меня в первую очередь интересует трансляция науки в образовательный процесс. Хочется, чтобы обучение имело индивидуальные научно-образовательные траектории. Мне интересна передача тех знаний, которые формируются в момент экспериментального научного поиска и проверки гипотез, а также, что очень важно, исторически сложившихся положений, которые часто не воспроизводятся при корректной экспериментальной экспертизе.

Миссия, которую я хочу реализовывать, — это формирование междисциплинарной творческой команды молодых людей, которые хотят разобраться в причинах явлений, не довольствуются тем, что есть в общих стандартах, а хотят формировать новые знания.

— Вы помните своё студенчество? Каким студентом Вы были?

Сначала я был большим разгильдяем. Был период, когда хотел бросить учёбу и заниматься литературой, музыкой и театром. Ушёл в академотпуск, поработал грузчиком и… передумал. Со временем я смог организоваться так, что творческие и научные процессы шли в моей жизни параллельно. Всё зависит от внутренних установок человека. Когда мы гармонизируемся сами с собой и сами строим свою жизнь, всё начинает получаться.     

— Какие принципы работы у Вас выработались за годы работы в СибГМУ?

Главный принцип — важно заинтересовать слушателя. Нужно не просто дать ему информацию, а зародить в нем интерес, чтобы он хотел узнавать больше.

— А как заинтересовать слушателя?

Через собственную заинтересованность. Нужно транслировать собственное отношение к процессу. Если самому человеку интересно то, о чём он говорит, то он сможет заинтересовать и окружающих.

— Что радует и мотивирует больше всего в преподавательской деятельности?

Мотивирует и привлекает возможность поделиться тем, что знаешь и что тебе интересно. Мне нравится формировать междисциплинарные команды людей, которые вместе могут решать различные вопросы. При этом важно предоставить участникам определённую свободу и обозначить правила, по которым работает команда.

— Чем Вы увлекаетесь, занимаетесь в свободное время?

У меня много хобби. Последние годы летом я участвую в сплаве по горным рекам с замечательным коллективом профессионалов и парой таких же чайников как я. Люблю рыбалку. Очень большое место в моей жизни занимает музыка. А больше всего я люблю общаться со своими детьми. Мне интересна музыка моего старшего сына, он хороший музыкант и композитор. Нравится, как профессионально растет мой средний сын – педиатр, он очень ответственно и серьезно относится к своим маленьким пациентам. А младшие – их четверо от 6 до 15 лет – своим жизнелюбием, индивидуальностью и эмоциональной открытостью. И если подумать, то, наверное, моё главное увлечение в этой жизни — сама жизнь, с удачами и неудачами, со взлетами и падениями, приобретениями и потерями. Вся, какая есть.

Последние новости

4 ребенка и 1 взрослый заболели гриппом на прошедшей неделе. Два случая гриппа выявлены в Томске, два в  Стрежевом и один  в Колпашево

В целом с признаками острой респираторной инфекции в городские и областные организации здравоохранения с 6 по 12 января обратились 3451 человек.

Сотрудники администрации Советского района контролируют вывоз ТКО

Сотрудниками администрации Советского района Города Томска обследовано 89 контейнерных площадок по улицам Киевская, Лебедева, Сибирская, Л. Толстого, Никитина, Гагарина, Крылова, проспекту Комсомольский, Фрунзе, мкр.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Кузнецке, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *