27.09.2019

В Томске не исполняются указания Президента России!

Еще один памятник архитектуры регионального значения гибнет прямо в центре Томска Ансамбль зданий по пер.

Еще один памятник архитектуры регионального значения гибнет прямо в центре Томска

Ансамбль зданий по пер. Нахановича, 3а, 5, пр. Ленина 78, 78/1, 76а известен всем томичам, да и гости города непременно проезжают или проходят мимо него. Эти старинные кирпичные двухэтажные здания гармонично вписаны в городской архитектурный стиль. На сегодняшний день проводится ремонт фасада здания, поэтому часть его закрыта строительными лесами. Гранитная плитка вдоль основания дома местами отваливается, кто-то из собственников здания приделывает ее обратно при помощи монтажной пены. Однако еще более очевидное запустение и разрушение скрыто от большинства глаз: во дворе здания стены покрыты страшными трещинами, а одна стена уже перекошена и выпирает наружу! При этом неравнодушные томичи, обеспокоенные возможным обрушением здания и третий год бьющие во все колокола, никак не могут достучаться до городской администрации и областного комитета по охране объектов культурного наследия под руководством Е. Перетягиной.

Ансамбль старинных зданий по пер. Нахановича, 3а, 5, пр. Ленина 78, 78/1, 76а

Объект культурного наследия

Здание по Ленина, 78 – яркое и приметное строение в самом центре Томска. Оно является объектом культурного наследия регионального значения. В прошлом это был особняк томского купца первой гильдии Федора Пушникова, который в 1898 году завещал его в пользу городского самоуправления. Сегодня в этом здании располагаются зрелищный центр «Аэлита», областной департамент архитектуры и градостроительства и государственный центр современного искусства, а также жилые квартиры. Рядом, со стороны пер. Нахановича, находится пост полиции и памятник «дяде Коле» Путинцеву (пожалуй, самому известному гаишнику Томска, простоявшему на своем посту 40 лет и завоевавшему уважение и признание нескольких поколений томичей).

Трещина идет по всему зданию

Такие разные «наследники» купца Пушникова

Юрий Шкарин приобрел квартиру в доме по пр.  Ленина, 78 еще в 1987 году. Будучи рачительным хозяином, Юрий благоустраивал свое жилье с умом: за прожитые здесь годы все коммуникации, обеспечивающие пользование дома, прошли через его умелые руки. В частности, в критические моменты Юрий Геннадьевич собственноручно занимался даже прочисткой канализации.

За прошедшие годы бывший особняк Пушникова продавали и покупали по частям. В 2014 году новые собственники части подвального помещения особняка, переделавшие его и выполнившие незаконную пристройку к историческому зданию, провели во дворе некие ремонтные раскопки, в результате которых оказалось, что была вырезана часть дворовой канализации. В 2017 году супруги Шкарины на собственные пенсионерские деньги заказали в ТГАСУ на факультете водоотведения строительную экспертизу всех этих переустройств. В полученном документе черным по белому написано, что переустройство сделано с нарушениями.

– Об этом мы заявляли везде, где только можно: во все мыслимые департаменты, председателю комитета по охране объектов культурного наследия Елене Перетягиной . Обращались и к председателю городской думы Сергею Панову . Кстати, я лично к мэру Ивану Кляйну записывался на прием четыре раза, и все четыре раза он меня не принял, нарушив мое конституционное право. В общем, в итоге пообщались мы с очень многими депутатами и чиновниками администраций. И в результате у меня сложилось очень негативное мнение о всей руководящей части нашего города, – резюмирует Юрий Геннадьевич.

Незаконная пристройка к объекту культурного наследия

От личной проблемы к общегородской угрозе

Начав борьбу за собственную жилплощадь (согласитесь, невозможность пользования канализацией в благоустроенной квартире – это фактически невозможность проживания в такой квартире), супруги Шкарины и сами не заметили, как начали отстаивать уже не личное, но общее. А именно: целый объект культурного наследия.

– Я извиняюсь, но ведь это уже не просто проблема нашего «горшка», – подчеркивает Юрий Геннадьевич, – а проблема сохранности объекта культурного наследия. Уже несколько лет труба канализации во дворе нашего дома официально обрезана, на ней поставлена заглушка. Куда же все это время уходят стоки? Не только канализационные из квартир, но и от выпавших дождей, таяния снега. Правильно – под здание!

Понятно, что вода дырочку всегда найдет, – стоки просачиваются в землю, под дом, и постепенно подтапливают его, подмывают фундамент. Отсюда и все эти страшные трещины, «украсившие» в последние годы здание по проспекту Ленина, 78. С фасада эти трещины периодически подмазывают и закрашивают. Со двора же вид трещин, уже прошивших здание снизу вверх, особенно зловещ. Их количество и глубина постоянно увеличиваются. Одна из стен дома и вовсе выпятилась наружу, это видно даже невооруженным глазом! Возможность обрушения такой стены – всего лишь вопрос времени. И в какой момент это произойдет, никто не знает. Может, глубокой ночью, когда вблизи злополучной стены ни одной живой души не будет. А может, как раз в тот момент, когда во двор зайдет очередная группа молодежи, которые часто бывают здесь с целью полюбоваться рисунками граффити и запечатлеться на их фоне.

– Всякий раз, проходя мимо этой стены, у меня сердце холодеет от ужаса, – признается Шкарин. – Просто невозможно передать, насколько страшно за любого, кто может оказаться у злополучной стены, если она внезапно рухнет. А ведь это могут быть мои родные. Или  любой другой человек, проходящий мимо. Кто может дать гарантии, что обрушение не произойдет сегодня, сейчас?! Никто!   

Двери перекосило из-за оседающего фундамента

Бумажная тема

В ответ на обращения Юрия Шкарина начальник департамента городского хозяйства Владимир Брюханцев объявил, что отрезанная часть канализации на балансе у городской администрации…не числится. То есть является бесхозной, и для города ее как бы не существует. То же самое подтвердили в ООО «Томскводоканал». Странное дело, ведь согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» все сети на территории города должны принадлежать муниципалитету.

Долгое время Юрий пытался найти «исчезнувшие» трубы в городских архивах. И параллельно писал обращение за обращением в городскую прокуратуру и областной комитет по охране объектов культурного наследия. Добился того, что городская прокуратура провела проверку, признала обрезанные трубы «нарушением» и обязала городскую администрацию его устранить.

Кстати, Шкариным и другим собственникам, оставшимся без действующей канализации, в департаменте городского хозяйства посоветовали врезаться в другую ветку.

– Но ветка, в которую нам посоветовали врезаться, тоже незаконна, на нее тоже нет проектной и разрешительной документации! – в сердцах восклицает Юрий Геннадьевич.

Также Шкарины обращались и к прокурору Советского района Олегу Фрикелю .

– Фрикель действительно заботится о городе и об окружающей среде, – комментирует Юрий Геннадьевич. – Он выслушал нас и готов был помочь. Но поскольку вышестоящая городская прокуратура уже вынесла вердикт о том, что обрезанные трубы – это «нарушение», то Олег Александрович уже ничего не мог сделать.

Мимо выпирающей стены здания страшно проходить

Вы довели – вы и платите!

Конечно, Шкарины попытались поторопить муниципалитет с решением столь животрепещущего вопроса. Для этого они сообщили об угрозе возможного обрушения стены во дворе их дома заместителю мэра по безопасности и общим вопросам Евгению Сурикову . Из ответа чиновника следует, что город владеет лишь 14,7 % от этого здания. Еще 13,6 % дома находятся в собственности областной администрации, 48,2 % принадлежат Российской Федерации, а оставшиеся 21,4 % – частникам. Из-за этого оплатить ремонт здания по программе «Сохранение исторического наследия г. Томска» нельзя: нужно привлекать деньги всех собственников соразмерно их доле. 

– И ведь на самом деле кто-то из чиновников мэрии, присутствовавших на комиссии, проводимой заместителем мэра Евгением Суриковым, так и сказал в адрес жителей: «Вы довели – вы и платите!». Эти люди настолько оторваны от жизни, что не понимают простую вещь: чисто логически не бывает, что есть начало коммуникации, есть ее конец, а середина отсутствует. Целый кусок канализации объявили бесхозной. Но она раньше работала целиком, ею занимались и пользовались, и бесхозной она быть не могла. Я уже пытался донести до чиновников суть наглядными примерами: если в высотном доме вырезать стояк со второго этажа по четвертый, что будет? Или часть реки засыпать землей? В администрациях мне отвечали: так не бывает. Тогда как же может быть, что по документам вся канализация есть, а части ее – ровно посередине – нет?!

Именно сюда, под грозящую обрушением стену, часто приходят подростки и молодежь, чтобы сфотографироваться на фоне граффити

Мертвая зона

В юридическом смысле той части канализации, которая была обрезана во дворе бывшего купеческого особняка, действительно не существует. Поэтому и в суд собственникам здания обращаться бесполезно. Добиваться от муниципалитета восстановления разрушенной ветки канализации жители и собственники здания тоже не могут, поскольку эти трубы не были узаконены. Если бы их нанесли в свое время на план и приняли на баланс, никто бы и не посмел их разрушить. Юрист, с которой консультировались супруги Шкарины, подчеркнула: «Те люди, что отрезали часть канализационной системы, я думаю, заранее навели обо всем справки и были уверены в своей безнаказанности, когда эти трубы уничтожали».

Итак, раз документов на канализацию нет, она незаконна. И по закону прокладка канализации во дворе дома по пр. Ленина, 78 может быть только жестом доброй воли городской администрации. Только вот как раскачать эту мертвую систему, называемую «администрацией Томска», чтобы она узаконила, наконец, эту несчастную ветку канализации, взяла ее на баланс и таким образом сберегла объект культурного наследия от неминуемого разрушения?!

Из ответа заместителя прокурора города Е. Малышевой

Неутешительные выводы

Сегодня существует целый пласт отношений в сфере градостроительства и коммунального обслуживания, находящийся в поле правовой неопределенности. Огромные количества инженерных сетей с неясным статусом, которые могут выходить из строя, требуют ремонта, нуждаются в использовании для подключения к ним новых домов и зданий. И такая же неопределенная судебная практика, которая не знает, что с этими инженерными сетями делать, предлагая каждый раз новые варианты. Стабильность и определенность гражданского оборота требует окончательного решения этого вопроса, которое будет учитывать интересы всех сторон и не создавать неоправданных трудностей в распоряжении и пользовании инженерными сетями. Если есть имущество, должен быть и хозяин.

Когда иностранные друзья моих друзей и знакомых, разъехавшихся по городам и весям, спрашивают, какие города можно посетить в РФ (кроме очевидных Питера и Москвы), в списке из пятерки городов обязательно фигурирует Томск. Его так и характеризуют: «Это город, который покажет вам истинную Сибирь с огромным количеством старинных домов  и деревянных, и кирпичных». И вот, в одном из лучших и любимых русских городов из-за отсутствия канализации, из-за откровенного разгильдяйства и халатности чиновников рушится памятник культуры, старинное кирпичное здание, украшающее центральную часть Томска. Вода течет в подвал этого здания, размывает фундамент, собирается во дворе огромной лужей. Дом эту воду в себя впитывает, кирпич разрушается, фундамент приходит в негодность. Стены у здания толстые, поэтому еще какое-то время дом простоит. Но от этого угроза его обрушения в любой момент не исчезает.

При этом в мэрии так и не желают признавать, что обрезанная канализация существовала, действовала и по сути принадлежала городу. На сегодняшний день в мэрии не готовы и не хотят взять бесхозную канализацию на баланс и обслуживание. А также не спешат признать ситуацию с разрушением здания по проспекту Ленина, 78 чрезвычайной.

Почему многочисленная рать как городских, так и областных чиновников спокойно наблюдает за тем, как разрушается объект культуры регионального значения, что может привести и к человеческим жертвам? В том числе и среди посещающих наш город туристов!

Согласно указанию президента России Владимира Путина, опубликованному на сайте Кремля, он лично поручил губернатору Томской области Сергею Жвачкину обеспечить государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ города Томска как исторического поселения федерального значения! А что на деле?  Прямо под носом у «Белого дома» гибнет памятник регионального значения, в котором располагаются областной департамент архитектуры и строительства, уполномоченный по правам граждан и  по правам ребенка, и никому до этого дела нет! Кроме того, несмотря на установленный президентом России срок для определения границ исторического поселения федерального значения — города Томска (31мая 2019 года), этого так и не произошло! Это что, откровенное бойкотирование чиновниками указаний президента России?! Почему бездействует прокуратура и УФСБ по Томской области!

Варвара Разгон

Последние новости

В Томской области в зоне подтопления оказались два новых населённых пункта

Сегодня, 4 мая, ледоход на Оби проходит в Каргасокском районе, в зоне подтопления два новых населённых пункта — село Тоинка в Чаинском районе и Высокий Яр в Бакчарском.

Сотрудники прокуратуры Томской области приняли участие в ежегодной Всероссийской акции «Сад памяти»

Прокурорские работники традиционно принимают участие в ежегодной Всероссийской акции «Сад памяти».

Губернатор Владимир Мазур принял участие в акции «Сад Памяти»

Сегодня, в субботу 4 мая, губернатор Томской области Владимир Мазур принял участие в акции «Сад Памяти», высадив саженцы хвойных деревьев в Томском районе.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *